Применение специфических игровых средств взаимодействия

    Поиск способов практического использования игрового взаи­модействия в детских объединениях привел к выводу о необходи­мости определения педагогических средств, обеспечивающих та­кое положение.
    Применение специфических игровых средств взаимодействия — создание ситуаций успеха для каждого, конкурсы, сочетающие коллективный и личный результат, ролевые и деловые игры, со­вместная постановка и решение проблем, занимательные формы работы «кто лучше?», «кто быстрее?» в сочетании с общими педа­гогическими средствами (наглядность, ТСО, схемы, карточки, задание по свободному выбору) — создает высокий эмоциональ­ный тонус в группе, атмосферу доверительного отношения. Тип межличностных отношений оказывается в таких случаях высоко­эффективным, характеризующимся взаимным доверием, симпа­тией, уважением, привязанностью, любовью.
    Эффективно реализовать выявленные критерии эффективнос­ти игрового взаимодействия в детских объединениях позволила специализированная смена в ВДЦ «Орленок» (игра-эпопея «Хоббитские игры» по литературным произведениям Дж. Р. Р. Толкиена). Основная цель данного эксперимента — изучить влияние иг­рового взаимодействия на социальное становление ребенка в ус­ловиях временного объединения. В течение смены решались про­блемы самоуправления, педагогического обеспечения игрового взаимодействия. Авторы разработки Е.И.Казакова, В.Д.Ивличев, С.В.Данилов и др.
    Новизна и сложность «Хоббитских игр» заключалась в их ком­плексности и разноплановости, в предоставлении права участни­кам специализированной смены выбрать то или иное направле­ния деятельности. В концептуальных подходах к содержанию рабо­ты заложено несколько плоскостей, существование и «прожива­ние» в которых должно было быть определенным образом скор­ректировано, а затем педагогически обеспечено.
    Игровой принцип построения летней смены позволил соче­тать интересы детей и взрослых — участников игры-эпопеи.
На подготовительном этапе педагогическим коллективом были спроектированы и максимально учтены возможные линии разви­тия событий:
а) в плане реальной жизнедеятельности — вероятный возраст­ной, психологический, образовательный, эмоциональный потен­циал детей; их заинтересованность и активность включения в пред­лагаемую деятельность; влияние природно-климатических, фи­зиологических, организационно-бытовых и прочих факторов на жизнь и здоровье детей; уровень самостоятельности детей, их спо­собности и возможности к построению собственной деятельнос­ти, продвигающий или тормозящий задуманные игровые процес­сы; организация жизнедеятельности в микроколлективах; реаль­ные взаимодействия и сферы общения в течение смены;
б) в плане развития сюжета сказки, ее событийной канвы —элементарное представление о содержании предлагаемого литературно-художественного материала; возможные вариации исходных событий; степень привлекательности участия в тех или иных игровых действиях; интенсивность сказочных событий в различные периоды смены; понимание происходящего детьми различного возраста; периодичность «активности» и «спадов» в эмоциональном состоянии детей и их зависимость от развивающихся событий; уровень информированности детей, способы приобретения и осмысления информации; критерии оценок тех или иных действий, тех или иных героев сказки; организация специальной работы по пониманию смысла происходящего и перевода его в план реальной жизнедеятельности; оказание помощи детям в «проживании» тех или иных событий и в наблюдении за собственными изменениями; внешние атрибуты игры и их воздействие на восприятие происходящего; привлечение дополнительных средств для создания атмосферы сказки (эффекты неожиданности, таинственности, загадочности и т.д.);
в) в плане создания общей игровой атмосферы — включенность в игру всех членов педагогического коллектива и сотрудников лагеря; постоянное создание игровых ситуаций; локальные игровые события на уровне семей, уделов (своеобразные названия групп участников игры), объединений; введение единой игровой лексики, оформления, атрибутики; знакомство с различными типами игр; формирование культуры поведения в различных позициях (победитель, проигравший, болельщик); возможность построения «своей игры» или «игры в игре» каждым участником смены.
    Следует отметить, что к началу совместной деятельности задания подобного характера вызвали затруднения в педагогическом коллек­тиве. И в силу разного уровня подготовленности педагоги были лишь отчасти ориентированы на определенные участки деятельности, не имея представления об общей картине игры и своем месте в ней. Это отразилось и на принятии сказки детьми: совершенно очевиден был разный уровень активности и участия детей как с точки зрения доб­ровольности, самостоятельности, значимости успеха, доброжелатель­ности отношения к происходящему и т.д.
    В ходе организационного периода (в результате совместной ана­литической работы, высокой активности группы организаторов и благодаря общему эмоциональному подъему) положение несколь­ко стабилизировалось. Было достигнуто понимание общих игро­вых подходов, состоялись первые общие дела, прошел запуск се­риала интеллектуальных игр. Деятельность педагогического кол­лектива становилась более определенной и (вопреки ожиданиям!) более традиционной.
    В начале основного периода эта деятельность свелась к выпол­нению привычных функциональных обязанностей (дежурство, ре­жимные моменты, купание, просмотр видеофильмов и т.д.), что свидетельствовало лишь о внешнем атрибутивном соблюдении хода игры. Даже задуманные общие дела (как возможность простран­ства для взаимодействия разных семей, демонстрации талантов и возможностей каждого, способ организации детей) не стали по­водом стимулирования творческого потенциала педагогов. Как пра­вило, дела («разгуляй», «ристалища», конкурсы) по сути были чисто зрелищными, развлекательными, не имея какой-либо со­держательной основы, а следовательно, носили формальный ха­рактер, вызывая неудовлетворенность и раздражение педагогов. Уровень и воспитательный эффект проводимых дел снижались, часто зависели от организационного и материально-технического обеспечения, который ни в коей мере не соответствовал уровню поставленных задач.
    Постепенно, в ходе развития игровых действий участников, проявились тенденции к автономизации деятельности: характер деятельности уделов и отдельных семей стал полностью опреде­ляться позицией педагогов. В основном это следует отнести на счет изменения режима педагогического планирования и отсутствия методических консультаций.
    Но несмотря на все сложности, педагогами был сделан следу­ющий вывод: ценность игрового взаимодействия заключена в уни­версальности, недопустимости любого рода политизации и при­вязанности к определенным объектам действительности.
Следуя логике структурирования общего хода педагогической деятельности, можно выделить несколько основных уровней дея­тельности, на которых происходила реализация выявленных кри­териев.
    Философский. Попытка средствами игры приблизить детей к ка­тегориальным величинам: Добро и Зло, правда и ложь, власть и справедливость, единство, борьба противоположностей, вымы­сел и реальность, ответственность за происходящее вокруг.
    Нравственно-этический. Опыт формирования иного восприя­тия мира; признание правомерности существования различных точек зрения на одно и то же явление; ощущение собственной значимости и значимости других; возможность вариативности дей­ствий, принятие и исполнение решений, «проживание» различ­ных ролей (игровых и неигровых).
    Методологический. Разработка принципов игрового действия с элементами театрализации. Формирование игровой культуры
детей различного возраста. Использование имитационных ситуа­ций для решения задач педагогической коррекции. Обучение приемам анализа посредством осмысления собственных действий в игре.
    Образовательный. Актуализация знаний из различных областей деятельности, использование их как в конкретных ситуациях (ин­теллектуальные игры), так и для построения личных перспектив. Одновременное совершенствование профессионального мастер­ства педагогов, вынужденных действовать в ситуации непредска­зуемости и неполной информации.
    Психологический. Изменение привычных условий жизни. При­влекательность игровых действий. Расширение внутренних способ­ностей к сопереживанию, перевоплощению, пониманию другого. Эмоциональная насыщенность каждого дня. Чередование эмоций.
    Прикладной. Обучение навыкам общения в конкретной ситуа­ции, деятельное обучение выбору (одновременное включение раз­личных значимых видов деятельности, вариативность режима). Приобретение конкретных знаний, умений, навыков (учебные занятия — «палантиры»). Получение представлений об организа­ции и возможностях самостоятельного конструирования различ­ных типов игр. Приобретение опыта фиксации и анализа событий (летописи, семейные альбомы).
    Однако собственно педагогический эффект (т. е. приобретение детьми тех способов и средств самостоятельной деятельности, ко­торые способствовали бы их дальнейшему саморазвитию) макси­мален.
    Основными противоречиями проведенной работы с точки зре­ния организации и управления педагогическими процессами яви­лось неразведение игровой и внеигровой деятельности в рамках педагогического анализа.
Безусловно, состоявшиеся «Хоббитские игры» могут рассмат­риваться как оригинальная, инновационная по своему воплоще­нию педагогическая методика. В общем объеме «Хоббитские игры» вряд ли поддаются воспроизведению (и в этом смысле они уни­кальны), но отдельные составляющие (технология организации и проведения интеллектуальных игр, дела творческого характера, способы включения детей в театрализованные и имитирующие действия и т.д.) могут быть рекомендованы к использованию в заинтересованных педагогических коллективах.
 


 
     
 
 
 
03.09.2015
Современные антиблокировочные системы АБС
Современные антиблокировочные системы АБС положили начало электронным системам в тормозной системе, их называют ЕВМ (Electronic Brake Management) — электро...
подробнее   >>>
 

Приглашаем принять участие в круглом столе!
подробнее   >>>
 

Институт Менеджмента, Экономики и Инноваций начинает набор на курсы повышения квалификации!
подробнее   >>>
 

Начинается набор на курсы повышения квалификации!
подробнее   >>>
 

Проводится набор на дистанционные курсы повышения квалификации 'Информатизация образовательного процесса. Электронное обучение'
Приглашаются преподаватели и сотрудники образовательных учреждений Начало занятий - ноябрь 2014г. - февраль 2015г.
подробнее   >>>
 


все новости...