Учетная политика предприятия

КУРС ЛЕКЦИЙ

по дисциплине «Учетная политика предприятия» 
для обучающихся по программе дополнительного профессионального образования «Бухгалтерский учет, анализ и аудит в коммерческих организациях

СОДЕРЖАНИЕ 

Введение. 4

Тема 1. Общие принципы формирования учетной политики. 5

1.1. Основные задачи  и допущения при формировании учетной политики. 5

1.2. Методическая и техническая части учетной политики. 7

Тема 2. Порядок утверждения учетной политики. Положения учетной политики, определяемые предприятием. 12

2.1. Порядок утверждения учетной политики. 12

2.2. Правила формирования учетной политики. 13

2.3. Формирование учетной политики организации для целей бухгалтерского учета. 14

2.4. Формирование учетной политики организации для целей налогообложения. 16

Тема 3. Учет основных средств,  нематериальных активов, материалов, расходов организации. 18

3.1. Основные средства. 18

3.2. Методы исчисления амортизации основных средств в целях бухгалтерского учета. 20

3.3. Методы исчисления амортизации основных средств в целях налогообложения. 22

3.4. Порядок изменения стоимости основных средств. 24

3.5. Восстановление основных средств. 26

3.6. Нематериальные активы (оценка и способы начисления амортизации) 27

3.7. Учет расходов организации. 32

Тема 4. Учет готовой продукции, финансовых вложений. 41

4.1. Учет готовой продукции. 41

4.2. Учет финансовых вложений. 43

Тема 5. Учет финансовых результатов деятельности организации. 50

Тема 6. Учет  средств целевого финансирования. Организация внутрихозяйственных расчетов  55

6.1. Учет средств целевого финансирования. 55

6.2. Организация внутрихозяйственных расчетов. 57

Тема 7. Учет кредитов и займов, недостач товарно-материальных ценностей. 58

Тема 8. Прочие положения учетной политики организации. 63

8.1. Инвентаризация имущества. 63

8.2. Рабочий план счетов. 65

8.3. Формы первичных учетных документов. 66

8.4. Унифицированные и неунифицированные формы первичных учетных документов. 68

8.5. Правила документооборота и технология обработки учетной информации. 71

8.6. Организация внутреннего контроля на предприятии. 72

Тема 9. Основные принципы формирования учетной политики в целях налогообложения. 73

Тема 10. Особенности  формирования  учетной  политики в организациях различных отраслей  79

10.1. В строительных организациях. 79

10.2. В организациях торговли и общественного питания. 81

10.3. В сельскохозяйственных организациях. 82

Библиография. 83


ВВЕДЕНИЕ

 

Бухгалтерский учет на предприятии ведется по оп­ределенным правилам. Разработка этих правил регла­ментируется предписаниями Минфина РФ и осуще­ствляется с учетом особенностей хозяйственной дея­тельности предприятия, т. е. конкретизация и меха­низм этих правил и принципов разрабатывается само­стоятельно каждым предприятием. При этом учиты­ваются условия хозяйственной деятельности предпри­ятия, отраслевая принадлежность организации, фор­ма собственности и организационно-правовой статус предприятия, организационная структура предприя­тия, объемы деятельности предприятия, квалифика­ция персонала, техническая база управления и ряд дру­гих факторов. Следовательно, учетная политика орга­низации представляет собой совокупность способов ве­дения бухгалтерского учета и методов формирования финансовых показателей предприятия.

От выбора принципов учетной политики зависит финансово-экономическая стабильность предприятия. С помощью учетной политики можно управлять фи­нансовыми ресурсами предприятия, а элементы учет­ной политики влияют на формирование налоговых обя­зательств предприятия перед бюджетом и затрагива­ют порядок исчисления налогов.

Предприятия должны разработать и утвердить по­ложения учетной политики для целей налогообло­жения до начала финансово-хозяйственной деятель­ности в новом году, а для целей бухгалтерского уче­та — до сдачи отчетности за I квартал 2005 года. Малые и средние предприятия за основу своей учет­ной политики могут принять типовые положения с учетом новых изменений в законодательстве и от­раслевых методических рекомендаций. Крупные предприятия при разработке учетной политики дол­жны четко и точно учесть всё многообразие специ­фической деятельности крупного предприятия и вы­работать оптимальную схему ведения бухгалтерско­го учета и налогообложения.

На основании п.З ст.5 Федерального закона № 129-ФЗ и п.З ПБУ 1/98 предусмотрено обязательное для всех предприятий формирование учетной политики неза­висимо от организационно-правовых форм. Аналогич­ное требование по разработке и утверждению учетной политики организации в целях налогообложения со­держится и в НК РФ (например, в части обложения НДС — п.12 ст. 167 НК РФ, в части формирования состава затрат для обложения налогом на прибыль — гл. 25 НК РФ).

Обязательное формирование учетной политики пре­дусматривается законодательными и нормативными документами исключительно для юридических лиц, созданных в соответствии с законодательством РФ. Представительства и филиалы иностранных государств, находящиеся на территории РФ, могут формировать учетную политику, исходя из правил, установленных в стране нахождения этой иностранной компании, если последние не противоречат международным стандар­там финансовой (бухгалтерской) отчетности.

Действующее в настоящее время в РФ законодатель­ство не обязывает составлять учетную политику инди­видуальных частных предпринимателей, осуществляю­щих свою деятельность без образования юридического лица. В то же время, в соответствии с п. 2 ст. 54 НК РФ, эти физические лица должны вести строгий учет своих доходов и расходов. Многие положения Порядка учета доходов и расходов и хозяйственных операций для инди­видуальных частных предпринимателей, утвержденного приказом Минфина РФ от 13.08.2002 № 86н/БГ-3-04/430, требуют дополнительной информации с учетом коммер­ческой деятельности предпринимателя. Такую инфор­мацию можно получить при правильном и достоверном отражении хозяйственных операций в хозяйственном учете для целей налогообложения, что и должно быть закреплено в учетной политике. По этой причине инди­видуальному частному предпринимателю, хотя он и ве­дет упрощенный учет своих хозяйственных операций, целесообразно разрабатывать свою учетную политику с учетом его коммерческой деятельности.


 ТЕМА 1. ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКИ

1.1. Основные задачи  и допущения при формировании учетной политики

При формировании элементов учетной политики организация выбирает один способ учета из несколь­ких допустимых законодательством. При этом по каж­дому пункту учетной политики необходимо сделать ссылку на конкретную норму ПБУ и НК РФ или дру­гих актов налогового законодательства. Организация вправе отразить в учетной политике для целей налого­обложения вопросы, по которым в налоговом законо­дательстве существуют противоречия, либо решения которых нет на законодательном уровне.

Учетная политика организации, являясь основой системы бухгалтерского учета, должна обеспечить вы­полнение следующих задач:

соблюдение основополагающих принципов учета;

контроль за исполнением требований, предъяв­ляемых к бухгалтерской отчетности;

подготовка организацией достоверной отчет­ности;

обеспечение единства методики при организации и ведении бухгалтерского учета в организации в целом и в ее структурных подразделениях;

обеспечение оперативности и гибкости реагиро­вания системы бухгалтерского учета на изменение условий осуществления финансово-хозяй­ственной деятельности, в том числе обусловлен­ные изменениями законодательных и норматив­ных актов.

Задачи учетной политики в целом по организации и в ее отдельных подразделениях тесно переплетаются с задачами бухгалтерского учета, изложенными в Фе­деральном законе о бухгалтерском учете.

В учетную политику организации целесообразно включать все стороны учетного процесса — методичес­кую, техническую и организационную.

В методической части определяются применяемые способы оценки активов и обязательств организации, способы начисления амортизации по различным акти­вам и их группам и пр.

В технической части определяется, каким образом эти способы реализуются в учетных регистрах, на сче­тах синтетического и аналитического учета.

В организационной части указываются форма пост­роения бухгалтерской службы, ее взаимодействие с дру­гими структурными подразделениями и службами — производственными, финансовыми.

Раскрытие учетной политики обязательно только для тех организаций, которые публикуют информацию о своей деятельности полностью или частично согласно законодательству Российской Федерации, учредительным документам либо по собственной инициативе. К числу таких организаций относятся, например, открытые акционерные общества, публичность отчетности кото­рых установлена законодательно.

В основу учетной политики организации должны быть положены следующие допущения:

имущественной обособленности — реализуется в правилах отражения имущества, принадлежа­щего организации по праву собственности, хо­зяйственного ведения или оперативного управления, на балансовых счетах и признания его в бухгалтерском балансе, а имущества, не принад­лежащего организации по указанным правам, — на забалансовых счетах и раскрытия информа­ции о нем за пределами бухгалтерского баланса, справочно. Тот же принцип применяется при учете и отражении в балансе обязательств орга­низации;

непрерывности деятельности — предполагает, что организация нормально работает, собирает­ся продолжать свою деятельность в будущем и не планирует сокращать или прекращать ее либо ликвидироваться;

последовательности применения учетной поли­тики — сопоставимость данных бухгалтерского учета и отчетности за разные отчетные перио­ды, например за ряд лет. Это необходимо для того, чтобы пользователи могли оценить дина­мику финансового положения и результатов де­ятельности организации;

временной определенности фактов хозяйствен­ной деятельности, согласно которому доходы и расходы организации признаются в том отчет­ном периоде, когда они фактически имели мес­то, а не в момент оплаты.

При формировании учетной политики организации должны неукоснительно соблюдать ряд требований и правил, которые к ней предъявляются. При формиро­вании учетной политики каждая организация должна неукоснительно выполнить следующие требования:

полноту отражения в бухгалтерском учете всех фактов хозяйственной деятельности (требование полноты);

своевременное отражение фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете и бухгал­терской отчетности (требование своевременности и недопущения задержки отражения инфор­мации в бухгалтерском учете);

большую готовность к признанию в бухгалтерс­ком учете расходов и обязательств, чем возмож­ных доходов и активов, не допуская создания скры­тых резервов (требование осмотрительности);

отражение в бухгалтерском учете фактов хозяй­ственной деятельности, исходя не столько из их правовой формы, сколько из экономического со­держания фактов и условий хозяйствования (тре­бование приоритета содержания перед формой);

тождество данных аналитического учета оборо­там и остаткам по счетам синтетического учета на последний календарный день каждого меся­ца (требование непротиворечивости);

рациональное ведение бухгалтерского учета, исхо­дя из условий хозяйственной деятельности и вели­чины организации (требование рациональности);

осмотрительности (осторожности, консерватизма);

приоритета содержания перед формой, т. е. фак­ты финансово-хозяйственной деятельности долж­ны отражаться в соответствии с их экономичес­ким содержанием;

непротиворечивости, т. е. показатели бухгалтер­ской отчетности должны соответствовать дан­ным синтетического и аналитического учета.

Выбранная учетная политика должна быть единой для юридического лица, т. е. применяться всеми струк­турными подразделениями организации, включая вы­деленные на отдельный баланс, независимо от места их расположения.

При формировании сводной бухгалтерской отчет­ности, организации, ответственные за ее составление, собирают данные своих дочерних и зависимых обществ, предварительно установив объем представляемой эти­ми обществами бухгалтерской отчетности и необходи­мой дополнительной информации.


1.2. Методическая и техническая части учетной политики

Методическая часть учетной политики включает те правила бухгалтерского учета, по которым организация вправе выбирать из нескольких, утвержденных в нор­мативных правовых актах по бухгалтерскому учету.

На основании анализа финансово-экономического со­стояния организации необходимо просчитать варианты тех или иных положений учетной политики, поскольку от принятых в этой части решений напрямую зависит количество и суммы перечисляемых налогов в бюджет и внебюджетные фонды, структура баланса, значения ряда ключевых финансово-экономических показателей.

При определении учетной политики у предприя­тия существует выбор, который касается, главным об­разом, методов списания сырья и материалов в произ­водство, вариантов списания малоценных и быстроиз­нашивающихся предметов, методов оценки незавершен­ного производства, возможности применения ускорен­ной амортизации, вариантов формирования ремонтных и страховых фондов и т. д.

В технической части учетной политики утвержда­ется рабочий план счетов бухгалтерского учета, кото­рый должен содержать полный перечень синтетичес­ких и аналитических (включая субсчета) счетов, необ­ходимых для ведения бухгалтерского учета в организа­ции. Учетная политика организации формируется глав­ным бухгалтером (бухгалтером) организации на основе ПБУ 1/98 и утверждается руководителем организации согласно п.5 ПБУ 1/98. При этом утверждаются:

рабочий план счетов бухгалтерского учета, со­держащий синтетические и аналитические сче­та, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями современ­ности и полноты учета и отчетности;

формы первичных документов, применяемых для оформления фактов хозяйственной деятельности, по которым не предусмотрены типовые фор­мы и формы для внутренней бухгалтерской от­четности;

порядок ведения инвентаризации актов и обя­зательств организации;

методы оценки активов и обязательств;

правила документооборота и технология обра­ботки учетной информации;

порядок контроля хозяйственных операций;

методы исчисления амортизации основных средств и нематериальных активов;

порядок отнесения к основным средствам;

метод списания материально-производственных запасов;

порядок учета общехозяйственных расходов;

порядок учета в филиалах;

способ признания коммерческих расходов;

способ ведения бухгалтерского учета для целей налогообложения;

методика корректировки себестоимости при определении выручки для целей налогообложе­ния по методу начислений и кассовому методу;

правила оценки статей бухгалтерской отчетности;

другие решения, необходимые для организации учета (например, определены состав расходов будущих периодов, срок их списания, а также схема распределения таких расходов между раз­личными объектами. При формировании рабочего плана счетов органи­зации следует обратить внимание на возможность вклю­чения в него таких счетов, как счет 05 «Амортизация нематериальных активов», счет 15  «Заготовление и приобретение материальных ценностей», счет 16 «От­клонения в стоимости материальных ценностей», счет 40 «Выпуск продукции», счет 42 «Торговая наценка», счет 46 «Выполненные этапы по незавершенным рабо­там». Например, для расчетов за приобретаемые мате­риально-производственные запасы в условных денеж­ных единицах, необходимо включить счета 15 и 16 в рабочий план


Новый текст


 
     
 
 
 
03.09.2015
Современные антиблокировочные системы АБС
Современные антиблокировочные системы АБС положили начало электронным системам в тормозной системе, их называют ЕВМ (Electronic Brake Management) — электро...
подробнее   >>>
 

Приглашаем принять участие в круглом столе!
подробнее   >>>
 

Институт Менеджмента, Экономики и Инноваций начинает набор на курсы повышения квалификации!
подробнее   >>>
 

Начинается набор на курсы повышения квалификации!
подробнее   >>>
 

Проводится набор на дистанционные курсы повышения квалификации 'Информатизация образовательного процесса. Электронное обучение'
Приглашаются преподаватели и сотрудники образовательных учреждений Начало занятий - ноябрь 2014г. - февраль 2015г.
подробнее   >>>
 


все новости...