Прочие положения учетной политики организации

ТЕМА 8. ПРОЧИЕ ПОЛОЖЕНИЯ УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКИ ОРГАНИЗАЦИИ
 
Всем предприятиям приходится проводить инвен­таризацию хотя бы раз в год — перед составлением годовой отчетности. Особенно важно в учетной политике отразить порядок и сроки проведения ин­вентаризации перед составлением годовой бухгалтер­ской отчетности.
Инвентаризация имущества проводится для того, чтобы:
выявить его фактическое наличие;
сопоставить фактическое наличие товаров с дан­ными бухгалтерского учета;
проверить, правильно ли установлены цены на товары.
Однако в некоторых случаях инвентаризация обя­зательна. Так, в частности, инвентаризацию необхо­димо проводить:
перед составлением годовой бухгалтерской от­четности;
при смене материально-ответственных лиц;
если установлены факты хищения или порчи ценностей;
в случае стихийных бедствий, пожаров, аварий и других чрезвычайных ситуаций.
Перед тем как проводить инвентаризацию, руково­дитель предприятия издает приказ (постановление, рас­поряжение) о проведении инвентаризации. Унифици­рованные формы первичных документов, которыми оформляются результаты инвентаризации, утвержде­ны Постановлением Госкомстата России от 18.08.1998 № 88.
Приказом определяются имущество, подлежащее инвентаризации, сроки ее проведения, а также созда­ется инвентаризационная комиссия, В состав комис­сии входят должностные лица (в том числе представи­тель бухгалтерии или главный бухгалтер), а также ма­териально-ответственные сотрудники. Участие матери­ально-ответственных лиц при проведении инвентари­зации -обязательно.
Приказ регистрируется в Журнале учета контроля за выполнением приказов (постановлений, распоряже­ний) о проведении инвентаризации (форма № ИНВ-23).
Перед тем как начать инвентаризацию, бухгалтеру необходимо установить, какое количество товарных за­пасов, какое имущество и прочие активы числятся в бухгалтерском учете на дату ее проведения.
Поэтому до начала инвентаризации бухгалтерия дол­жна получить все последние приходные и расходные документы на прием и отпуск товаров (или товарные отчеты). А материально-ответственные лица обязаны дать расписки о том, что к моменту инвентаризации все приходные и расходные документы на товары сда­ны в бухгалтерию, все поступившие товары оприходо­ваны, а выбывшие списаны.
В ходе инвентаризации выявляют фактическое на­личие инвентаризируемых активов предприятия, ко­торое затем сравнивают с данными бухгалтерского уче­та. Кроме того, в процессе инвентаризации проверяют установленные цены на товары.
По окончании проверки инвентаризационные опи­си передаются в бухгалтерию, где производится сверка данных описей с данными бухгалтерского учета. Если при сверке установлены расхождения, составляется сличительная ведомость результатов инвентаризации товарно-материальных ценностей (форма № ИНВ-19), в которую включаются только те ценности, по кото­рым выявлены отклонения от данных учета. В сли­чительных ведомостях по видам ценностей указыва­ются излишки и недостачи, пересортица, суммовые разницы, образующиеся в результате пересортицы, величина потерь в пределах норм естественной убы­ли и определяется окончательный результат инвен­таризации.
При организации работы по проведению инвента­ризации ценностей необходимо учитывать структуру складского хозяйства, где склады (кладовые) подраз­делений организации могут быть самостоятельными учетными единицами или входить в состав других учет­ных единиц. В отдельных подразделениях организа­ции склады (кладовые) могут отсутствовать. Если в под­разделениях организации склады (кладовые) не явля­ются самостоятельными учетными единицами, инвен­таризация запасов на них производится одновременно с инвентаризацией незавершенного производства (не­завершенного строительства) (п.25 Методических ука­заний № 119н).
Результаты инвентаризации должны быть отраже­ны в учете и отчетности того месяца, в котором была закончена инвентаризация, а по годовой инвентаризации — в годовой бухгалтерской отчетности. Порядок отражения результатов инвентаризации готовой про­дукции определен в Инструкции по применению Пла­на счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйствен­ной деятельности организаций.
Величина ущерба, причиненного организации вследствие недостачи ценностей и подлежащего воз­мещению виновным лицом, определяется по факти­ческим потерям, исчисляемым исходя из рыночных цен, действующих в данной местности на день при­чинения ущерба. Если ущерб, исчисленный по ры­ночным ценам, окажется ниже стоимости имущества по данным бухгалтерского учета, то величина ущер­ба определяется по данным бухгалтерского учета (ст.246 ТК РФ).
Разница между рыночной и учетной стоимостью не­достающих ценностей подлежит учету в составе дохо­дов будущих периодов до момента погашения недоста­чи виновником.
Погашение недостачи производится путем внесения денежных средств в кассу, удержания из заработной платы.
Проверка фактического наличия незавершенного производства проводится с учетом следующих осо­бенностей. Перед началом инвентаризации все не­нужные цехам материалы, полуфабрикаты, детали, узлы и агрегаты, обработка которых на данном этапе закончена, подлежат сдаче на склад. Сырье, матери­алы и покупные полуфабрикаты, находящиеся у ра­бочих мест, не подвергавшиеся обработке, а также забракованные детали в опись незавершенного про­изводства не включаются. По ним составляются от­дельные описи.
При инвентаризации незавершенного производства прове­ряются: фактическое наличие заделов (деталей, узлов, агрегатов) и незаконченных изготовлением и сборкой изделий, находящихся в производстве; фактическая комплектность незавершенного производства (цехов); остаток незавершенного производства по аннулирован­ным заказам, а также по заказам, выполнение кото­рых приостановлено.
Результаты проверки заносятся в описи, которые составляются отдельно по каждому обособленному структурному подразделению (цеху, уча­стку). В описях указываются наименование заделов, стадия или степень их готовности, количество или объем. Если незавершенное производство представляет собой неоднородную массу или смесь сырья, в описях и в сли­чительных ведомостях приводятся два количественных показателя: количество этой массы или смеси и количе­ство сырья (по отдельным наименованиям), входящего в ее состав. Количество сырья определяется технически­ми расчетами в порядке, установленном отраслевыми инструкциями по вопросам планирования, учета и каль­кулирования себестоимости продукции.
При инвентаризации незавершенного капитально­го строительства описи составляются отдельно по каж­дому незаконченному объекту, его очереди, пусковому комплексу, конструктивному элементу и виду строи­тельно-монтажных работ, расчеты по которым осуще­ствляются после полного их окончания (п.3.29 Мето­дических указаний № 49). При этом в описях указыва­ются наименование объекта и объем выполненных ра­бот по этому объекту, по каждому отдельному виду работ, конструктивным элементам и т. п.
Выявленные в процессе инвентаризации отклоне­ния фактических данных от учетных данных отража­ются в бухгалтерском учете в том же порядке, что и по готовой продукции.
Порядок и сроки проведения инвентаризации мо­гут быть определены отдельным Положением об ин­вентаризации, утвержденном либо в качестве самосто­ятельного документа, либо в качестве приложения к учетной политике.

 
Все организации, независимо от их структурной под­чиненности, формы собственности и организационно-правовой формы, руководствуются действующим пла­ном счетов.
Предусмотренные Планом счетов и Инструкцией по его применению субсчета к синтетическим счетам используются организацией исходя из требований ана­лиза, контроля и отчетности. Инструкцией по при­менению плана счетов организациям предоставлено право самостоятельно уточнять содержание отдель­ных субсчетов, исключать и объединять их, а также вводить дополнительные субсчета в зависимости от осуществляемых видов деятельности, производствен­ной структуры, сложности технологического процес­са, количества и видов хозяйственных операций орга­низации.
Рабочий план счетов должен быть основан на ти­повом Плане счетов бухгалтерского учета и Инструк­ции по его применению, утверждаемых приказом Минфина РФ. Отраженный в учетной политике, ра­бочий план счетов бухгалтерского учета должен со­держать синтетические и аналитические счета, не­обходимые для ведения бухгалтерского учета в соот­ветствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности.
Рабочий план счетов следует уточнить с учетом практики использования отдельных субсчетов второ­го и более низких порядков. Кроме того, на структуру рабочего плана счетов могут повлиять требования вновь принятых Положений по бухгалтерскому уче­ту (новых редакций ранее принятых ПБУ), а также необходимость организации налогового учета и свя­занной с этим группировкой и детализацией учетной информации.
Структура рабочего плана счетов, включая субсче­та второго, третьего и последующих порядков, должна быть установлена организацией в процессе формирова­ния учетной политики организации исходя из особен­ностей технологии производственных процессов, гра­фика документооборота и схемы распределения обще­хозяйственных (для целей бухгалтерского учета) и пря­мых (для целей налогообложения) расходов.
Построение рабочего плана счетов означает выде­ление, систематизацию и распределение счетов и суб­счетов в определенной системе, что позволяет уста­новить необходимую основу для отражения произво­димых предприятием финансово-хозяйственных опе­раций. Разрабатывая рабочий план счетов, необхо­димо простроить такую схему бухгалтерского учета в организации, чтобы она могла учесть потребности в аналитике не только для структурных подразделе­ний, но и для всех целей ведения учета. Применение рабочего плана счетов должно быть удобно и при фор­мировании бухгалтерской отчетности, и при исчис­лении налогов и сборов, и при ведении статистичес­кого учета.
Структура каждого рабочего плана счетов предпо­лагает формирование информационных данных по воз­растанию степени детализации аналитического учета:
счет;
субсчет;
аналитические признаки первого уровня;
аналитические признаки второго уровня.
Помимо рабочего плана счетов в организации воз­можно составление схемы нетиповых проводок. Эти про­водки не предусмотрены типовым Планом счетов, но применяются в организации согласно нормативным или рекомендательным документам, или же по необходимо­сти. Такая схема также должна быть отражена в рабо­чем плане счетов, если подобных проводок немного. Если такие проводки встречаются в хозяйственных операци­ях достаточно часто, то они отражаются в отдельном приложении к учетной политике организации.

 
В соответствии с Законом об информации докумен­тированная информация (документ) — это зафиксиро­ванная на материальном носителе информация с рек­визитами, позволяющими ее идентифицировать.
Применительно к бухгалтерскому учету можно ска­зать, что документ — это закодированное определенным образом и зафиксированное на специальном носителе информационное сообщение (свидетельство), удостове­ряющее, что факт хозяйственной жизни или существу­ет, или совершен, или должен быть совершен.
Документирование хозяйственных операций явля­ется одной из отличительных особенностей бухгалтер­ского учета, так как позволяет осуществлять сплошное наблюдение за хозяйственными процессами.
При налоговой проверке правильно оформленные бухгалтерские документы служат письменным свиде­тельством факта совершения хозяйственной операции либо права предприятия на ее совершение.
Хозяйственная операция, не оформленная надле­жащим образом, не может считаться правовым эконо­мическим событием, поскольку нет объекта бухгалтер­ского учета.
Обязательным условием отражения в системном бух­галтерском учете всех без исключения хозяйственных операций, проводимых организацией, является их офор­мление оправдательными документами, обладающими оп­ределенными характеристиками и отвечающими соответ­ствующим предъявляемым к ним требованиям (они дол­жны быть достоверными, ясными, объективными и др.).
Эти документы служат первичными учетными до­кументами, на основании которых ведется бухгалтер­ский учет.
Первичные бухгалтерские документы являются письменным свидетельством совершения хозяйствен­ной операции или дают право на ее совершение.
Поэтому документирование хозяйственных опера­ций — это первичная регистрация (подтверждение) каждой хозяйственной операции в местах и в момент ее совершения, правильно оформленным первичным документом, имеющим юридическую силу, а если это не представляется возможным — непосредственно после ее окончания.
При реализации товаров, продукции, работ и услуг с применением контрольно-кассовых машин допуска­ется составление первичного учетного документа не реже одного раза в день по его окончании на основа­нии кассовых чеков.
При организации учета с помощью компьютерных программ роль первичных документов выполняют маг­нитные носители информации (диски, дискеты и др.), удостоверяющие факт выполнения хозяйственной опе­рации.
От качества первичных документов в значительной степени зависит качество всего бухгалтерского учета в организации.
Ответственность за своевременное.и надлежащее оформление первичных учетных документов, их пере­дачу в установленные сроки в бухгалтерию для отра­жения в бухгалтерском учете, а также достоверность содержащихся в них данных несут лица, составившие и подписавшие эти документы.
Для ведения первичного учета в организации опре­делен круг лиц, имеющих право на составление первич­ных документов. Для этих целей используются должно­стные инструкции и сложившаяся технология обработ­ки документации в бухгалтерии организации.
Документы, которыми оформляются хозяйственные операции с денежными средствами, подписываются ру­ководителем организации и главным бухгалтером или уполномоченными ими на то лицами. Следовательно, в учетной политике целесообразно определить перечень таких документов. Кроме того, п. 14 Положения по ве­дению бухгалтерского учета установлено, что без под­писи главного бухгалтера или уполномоченного им на то лица денежные расчетные документы, финансовые и кредитные обязательства считаются недействитель­ными и не должны приниматься к исполнению. Под финансовыми и кредитными обязательствами понима­ются документы, оформляющие финансовые вложения организации, договоры займа, кредитные договоры и договоры, заключенные по товарному и коммерческо­му кредиту.
Это значит, что при необходимости должны быть составлены перечни расчетных документов, а также обязательств, под которые организация осуществляет финансовые вложения.
Перечень лиц, имеющих право подписи первичных учетных документов, утверждает руководитель орга­низации по согласованию с главным бухгалтером.
Количество лиц, имеющих право подписи докумен­тов на выдачу особо дефицитных и дорогостоящих ма­териальных ценностей, должно быть ограничено.
Документы, которыми оформляются хозяйственные операции с денежными средствами, подписываются ру­ководителем организации и главным бухгалтером или уполномоченными ими на то лицами.
Денежные и расчетные документы, финансовые и кредитные обязательства считаются недействительны­ми и не должны приниматься к исполнению без под­писи главного бухгалтера.
При этом под финансовыми и кредитными обяза­тельствами понимаются документы, оформляющие фи­нансовые вложения организации, договоры займа, кре­дитные договоры и договоры, заключенные по товар­ному и коммерческому кредиту.
Юридическая сила документа зависит и от того, насколько его разработчиками соблюдены требования как в целом к форме данного документа, так и к другим отдельным элементам (реквизитам) этого документа.

 
Унифицированные формы первичной учетной до­кументации по учету основных средств утверждены По­становлением Госкомстата России от 21.01.2003 № 7.
Согласно п. 7 Методических указаний по бухгалтер­скому учету основных средств, утвержденных Прика­зом Минфина России от 13.10.2003 № 91н, унифици­рованные формы являются рекомендуемыми. Органи­зация вправе использовать самостоятельно разработан­ные формы.
Госкомстат России по согласованию с Минфином России и Минэкономразвития России утверждает аль­бомы унифицированных форм первичной учетной до­кументации.
Следовательно, первичные документы принимают­ся к учету, если они составлены по форме, содержа­щейся в альбомах унифицированных (типовых) форм первичной учетной документации, разработанных и ут­вержденных Госкомстатом России.
Госкомстат России предоставил право организаци­ям вносить при необходимости дополнительные рек­визиты в первичные документы. При этом все реквизи­ты утвержденных Госкомстатом России унифицирован­ных форм первичной учетной документации остаются без изменения (включая код, номер формы, наимено­вание документа). Удаление отдельных реквизитов из унифицированных форм не допускается.
Вносимые изменения должны быть оформлены со­ответствующим организационно-распорядительным до­кументом организации.
Форматы бланков, указанных в альбомах унифици­рованных форм первичной учетной документации, яв­ляются рекомендуемыми и могут изменяться.
Применение бланков устаревших и произвольных форм не допускается.
Бланки форм первичных документов, отнесенные к бланкам строгой отчетности, должны быть пронумеро­ваны в порядке, установленном министерствами и ве­домствами (нумератором, типографским способом).
В условиях компьютерной обработки данных бух­галтерского учета реквизиты первичных документов могут быть зафиксированы в виде кодов.
Записи в первичных документах должны произво­диться чернилами, пастой шариковых ручек, при по­мощи компьютера, пишущих машинок и другими сред­ствами, обеспечивающими сохранность этих записей в течение времени, установленного для их хранения в архиве. Запрещается использовать для записей про­стой карандаш.
Не принято заполнять документы чернилами или пастой красного или зеленого цвета.
Свободные строки в первичных документах подле­жат обязательному прочерку.
Дополнительные требования к порядку создания первичных документов, фиксирующих факты соверше­ния кассовых операций, операций с товарно-материаль­ными ценностями, кредитных и расчетных обязательств, определяются соответствующими нормативными право­выми актами.
Главный бухгалтер обеспечивает соответствие осу­ществляемых хозяйственных операций законодатель­ству Российской Федерации, контролирует движение имущества и выполнение обязательств.
Все первичные документы, поступающие в бухгал­терию, подлежат обязательной проверке.
Проверка первичных документов осуществляется по форме (полнота и правильность оформления документов, заполнения реквизитов), арифметически и по со­держанию (законность документированных операций, логическая увязка отдельных показателей).
При проверке первичных документов по форме вы­является, был ли использован бланк соответствую­щей формы, все ли необходимые реквизиты указаны, содержит ли документ необходимые подписи, нет ли в нем подчисток, помарок и неоговоренных исправлений.
Арифметическая проверка первичных документов позволяет установить правильность арифметических расчетов, результатов таксировки.
Проверка первичных документов по содержанию выявляет законность и целесообразность зафиксирован­ной в документе хозяйственной операции, а также ло­гическую увязку отдельных показателей. При такой проверке также проверяется, была ли на самом деле выполнена эта операция и соответствует ли выполне­ние данной операции указанному объему.
Не допускается оформление операций, противоре­чащих действующему законодательству и установлен­ному порядку обращения с денежными средствами и другими ценностями.
Первичные документы, прошедшие обработку, дол­жны иметь отметку, исключающую возможность их повторного использования, например специальный штамп или надпись, сделанную бухгалтером от руки, дату записи в учетный регистр.
В банковских документах не допускается внесение исправлений, подчисток, помарок.
Таким образом, при обнаружении ошибок в бан­ковских и кассовых документах их следует переписы­вать заново.
В остальные первичные учетные документы (кроме банковских и кассовых) исправления могут вноситься лишь по согласованию с участниками хозяйственных операций, что должно быть подтверждено подписями тех же лиц, которые подписали документы, с указани­ем даты внесения исправлений.
В соответствии с порядком по бухгалтерскому уче­ту при хранении регистров бухгалтерского учета долж­на обеспечиваться их защита от несанкционированных исправлений.
Для осуществления контроля и упорядочения обра­ботки данных о хозяйственных операциях на основе первичных учетных документов составляются сводные учетные документы.
Кроме того, для систематизации однородных хозяй­ственных операций также используются сводные до­кументы, в которые заносятся показатели сгруппиро­ванных хозяйственных операций.
Первичные и сводные учетные документы могут со­ставляться:
на бумажных носителях информации;
на магнитных носителях информации.
Практика показывает, что для облегчения и опера­тивности ведения бухгалтерского учета подавляющее большинство организаций применяет компьютерные бухгалтерские программы и составляет учетные доку­менты на магнитных носителях информации.
Если для подтверждения совершенных в учете опе­раций унифицированные формы первичных учетных документов отсутствуют, предприятие вправе разрабо­тать такую документацию
Самостоятельно разработанные формы первичных документов составляются в виде, обеспечивающем до­стоверность отражения совершенных хозяйственных операций и содержащих среди обязательных реквизи­тов добавленные, применительно к отраслевой специ­фике организации.
Формы первичных учетных документов, разработан­ные организацией, должны содержать следующие обяза­тельные реквизиты, установленные п.2 ст.9 Федерально­го закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском уче­те» (с последующими изменениями и дополнениями):
наименование документа;
дата составления документа;
наименование организации, от имени которой составлен документ;
содержание хозяйственной операции;
измерители хозяйственной операции в натураль­ном и денежном выражении;
наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и пра­вильность ее оформления;
личные подписи указанных лиц и их расшиф­ровки.
Если организация утверждает формы документов самостоятельно, то их необходимо приложить к учет­ной политике в виде альбома в качества приложения. В учетной политике также должны быть зафиксирова­ны учетные регистры.
При изготовлении бланочной продукции на основе унифицированных форм первичной учетной докумен­тации допускается внесение изменений в части расши­рения и сужения граф и строк с учетом значности по­казателей, включение дополнительных строк (в том числе свободных) и вкладных листов для удобства раз­мещения и обработки необходимой информации.
В учетной политике организации необходимо опре­делить, для каких финансово-хозяйственных операций утверждены унифицированные формы, а для каких — неунифицированные.

 
Унифицированных требований или правил по орга­низации документооборота для всех организационно-правовых форм предприятий и видов предпринимательской деятельности не существует. Законодатель­ными и нормативными документами сформулирова­ны лишь общие положения, которые должны быть выполнены при разработке данного раздела учетной политики.
В соответствии со ст.9 Закона о бухгалтерском уче­те при определении правил документооборота должен быть утвержден перечень лиц, имеющих право подпи­си первичных учетных документов. Право утвержде­ния такого перечня предоставлено исключительно ру­ководителю организации по согласованию с главным бухгалтером в соответствии с пп.З п.9 Закона о бухгал­терском учете.
Эффективная работа бухгалтерской службы невоз­можна без организации и регули­рования порядка и сроков поступления первичных до­кументов, их обработки, составления сводных докумен­тов и т. п. Следовательно, обязательным элементом учет­ной политики можно считать график документооборо­та — направление движения документов и сроки их представления в соответствующие подразделения орга­низации. Как правило, такой график разраба­тывается и утверждается при создании организации (и бухгалтерской службы). Следовательно, для действу­ющих организаций в этой части необходимо уточне­ние отдельных пунктов графика документооборота в связи с изменением объемов, технологии производства, технологии обработки документации или иных обсто­ятельств, влияющих на состав документации и сроки ее прохождения.
График документооборота утверждается ежегодно руководителем организации и является приложением к учетной политике организации. График документо­оборота может быть оформлен в виде схемы, таблицы или иным способом как приложение к учетной поли­тике. Схема документооборота разрабатывается каж­дой организацией самостоятельно, поэтому какие по­зиции в нем следует отражать и для каких целей, ре­шает организация.
Порядок документооборота целесообразно разраба­тывать с учетом Положения о документах и докумен­тообороте в бухгалтерском учете (утв. Приказом Мин­фина СССР от 29.07.1983 № 105). В указанный поря­док необходимо включить перечень работ по созданию, проверке и обработке документов каждым структур­ным подразделением организации и по исполнителям с указанием сроков выполнения указанных работ. До­кументооборот должен быть организован таким обра­зом, чтобы бухгалтерская служба имела своевременную и полную информацию для подготовки бухгалтерской отчетности и других целей.
Графиком документооборота устанавливается ра­циональный документооборот, который предусмат­ривает оптимальное число подразделений и испол­нителей для прохождения каждого первичного до­кумента, определяется минимальный срок его нахож­дения в подразделении. График документооборота может содержать перечень работ по созданию, про­верке и обработке документов в каждом подразделе­нии предприятия, а также конкретных исполните­лей с указанием их взаимосвязи и сроков выполне­ния работ.
Ответственность за соблюдение графика докумен­тооборота, а также за своевременное и доброкачествен­ное создание документов, своевременную передачу их для отражения в бухгалтерском учете и отчетности, за достоверность содержащихся в документах данных не­сут лица, создавшие их и подписавшие. Контроль за соблюдением графика документооборота в организации осуществляет обычно главный бухгалтер.
Для составления схем документооборота применя­ются различные методики. Наиболее распространен­ной является описание процесса учета по рабочим ме­стам учетных служб. По итогам такого описания со­ставляются перечни входящих и исходящих докумен­тов по каждому рабочему месту учетных работников. Затем проводится группировка документооборота по подразделениям и их объединение в общую схему до­кументооборота по предприятию в целом.

 
Закон о бухгалтерском учете и Положение по веде­нию бухгалтерского учета не устанавливают каких-либо конкретных требований к организации контроля за хо­зяйственными операциями. Некоторые требования по организации контроля сформулированы в Методичес­ких указаниях по учету материально-производствен­ных запасов. При формировании системы внутреннего контроля в организации следует руководствоваться от­раслевыми или ведомственными инструкциями, сло­жившейся практикой, а также нормами иных норма­тивных документов.
Внутрихозяйственный контроль организуется на средства хозяйствующего субъекта внутри предприя­тия по решению руководства для повышения эффек­тивности управления. Положение о внутрихозяйствен­ном контроле может быть утверждено руководителем организации как в виде самостоятельного документа, так и в составе учетной политики в качестве прило­жения.
Информацию внутрихозяйственного контроля, как правило, использует управленческий персонал. Внут­рихозяйственному контролю подвергаются все участ­ки и структурные подразделения хозяйствующего субъекта, он охватывает всю финансово-экономическую и производственную деятельность предприятия в це­лом. По этим причинам, когда речь заходит о внутри­хозяйственном контроле, часто говорят о системе внут­рихозяйственного контроля.
Система внутрихозяйственного контроля может быть представлена в виде комплекса упорядоченных взаимосвязанных мер, методик и процедур, которые используются сотрудниками, подразделениями и ру­ководством хозяйствующего субъекта в целях обеспе­чения соблюдения политики руководства и эффектив­ного ведения хозяйственной деятельности.
Внутрихозяйственный контроль осуществляют ад­министрация предприятия, бухгалтерия, на крупных предприятиях — специально созданные службы внут­реннего аудита, контрольно-ревизионного отдела, от­дела управления затратами и другие подразделения. Развитие системы внутреннего контроля, построен­ной на отношениях между структурными подразде­лениями предприятия (отделы, службы, производ­ственные цеха, участки, бригады), в значительной мере требует качественно нового теоретического ос­мысления сути контроля, его роли в управлении пред­приятием.


 
     
 
 
 
03.09.2015
Современные антиблокировочные системы АБС
Современные антиблокировочные системы АБС положили начало электронным системам в тормозной системе, их называют ЕВМ (Electronic Brake Management) — электро...
подробнее   >>>
 

Приглашаем принять участие в круглом столе!
подробнее   >>>
 

Институт Менеджмента, Экономики и Инноваций начинает набор на курсы повышения квалификации!
подробнее   >>>
 

Начинается набор на курсы повышения квалификации!
подробнее   >>>
 

Проводится набор на дистанционные курсы повышения квалификации 'Информатизация образовательного процесса. Электронное обучение'
Приглашаются преподаватели и сотрудники образовательных учреждений Начало занятий - ноябрь 2014г. - февраль 2015г.
подробнее   >>>
 


все новости...